Краткий экскурс в историю флэш-памяти. Изобретение флешки кратко


Краткий экскурс в историю флэш-памяти / Хабр

Многие современные технологии мы уже привыкли воспринимать как должное, не особо задумываясь, как они работают, что за ними стоит, какова история их развития. Касается это в том числе и компьютеров. Я уже писал об истории развития технологий хранения данных, наглядно показывающую эволюцию в этой отрасли. На этот раз я решил рассказать подробней про одну из технологий, активно используемых компанией LSI, про твердотельную, или SSD (Solid State Drive) память. Используется она повсеместно, начиная с микросхемы, хранящей код BIOS компьютера (кто постарше — тот помнит вирус Win.CIH, выводивший компьютеры из строя, стирая содержимое этой микросхемы) и заканчивая ультрасовременными гибридными контроллерами RAID с функцией кэширования, такие как LSI Nytro, о которой мы рассказывали). Не говоря уже про разные внешние накопители, без которых, пожалуй, был бы невозможен прогресс современной техники: каким анахронизмом выглядят сейчас цифровые камеры Sony Mavica MVC-FD5 (и ряд других моделей), сохранявшие изображения на 3.5 дюймовые дискеты.

Начиналась история флэш-памяти еще в середине 20 века, именно тогда, в подразделении Arma корпорации American Bosch Arma, ученый-баллистик и пионер цифрового компьютинга Вэн Цинг Чоу (Wen Tsing Chow) работал над задачей улучшения блоков памяти координат бортового компьютера ракетной системы Atlas E/F. Разработанное им решение несколько лет являлось секретным, так как Атлас стоял на вооружении американского аналога РВСН, но позже технология была рассекречена, и технология, названая PROM (programmable read-only memory) получила широкое распространение.

Технология достаточно проста по своей сути: такая память представляет собой пересечение двух массивов проводников, образующих координатную сетку. В узлах этой сетки проводники замкнуты специальной перемычкой. Когда нужно определить значение ячейки по заданным координатам, достаточно проверить, проходит ли ток по пересечению нужных проводников. Наличие тока означает, что перемычка цела, и соответствует значению 1, обратная ситуация — кодирует 0. По-умолчанию все ячейки имели значение 1. Несложно догадаться, что программирование таких микросхем (называвшееся прожиганием) происходило очень просто: к тем ячейкам, где нужны были нули, подавалось высокое напряжение, испарявшее перемычку. Таким образом, получались микросхемы с возможностью одноразовой записи. На самом деле, «дозаписать» микросхему было возможно, но только в сторону стирания перемычек. Также в силу несовершенства технологий перемычка могла восстановиться, искажая значения. Для борьбы с изменением данных в обе стороны использовали контрольные суммы. Кроме того, к недостаткам микросхем такого типа относилась весьма маленькая емкость.

Но были у ППЗУ (русский перевод аббревиатуры) и достоинства: высокая скорость доступа к данным и устойчивость к электромагнитным импульсам, столь ценная для мест, где ядерные взрывы — не редкость.

Следующий шаг в технологиях постоянного хранения данных был сделан в недрах компании Intel. Исследуя дефекты микросхем, в которых затворы транзисторов оказались разрушенными, Довом Фроманом (Dov Frohman-Bentchkowsky) был изобретен новый тип памяти EPROM. Каждая ячейка такой памяти представляет собой полевой транзистор с двумя затворами: первый управляющий, второй — плавающий, который не имеет связи с другими элементами схемы. В роли изоляции выступает слой оксида кремния.

Для запоминания данных нужно выбрать нужные ячейки и подать на них более высокое напряжение, это позволит электронам за счет более высокой энергии пройти слой изоляции и аккумулироваться на затворе (этот эффект туннелирования носит название Фаулера — Нордгейма). После того, как управляющее напряжение снимается, электроны оказываются «заперты» на затворе, сохраняя информацию надолго. Главная проблема в этом случае — невозможность электрически стереть информацию. Для их стирания используют мощные ултрафиолетовые лампы, освещающие микросхему через специальное окошко из кварцевого стекла. Ультрафиолет вызывает ионизацию в изолирующем слое оксида, заряд утекает и данные оказываются стертыми.

Такие микросхемы использовались в роли микросхем БИОС в старых компьютерах. Окно стирания обычно заклеивалось наклейкой с логотипом производителя, чтобы защитить микросхему от самопроизвольного стирания под действием солнечного света. Такие микросхемы, например, использовались в компьютерах ZX Spectrum (русские варианты Поиск, Magic). Именно эти компьютеры (многие помнят скрипуче-модемный звук, издаваемый магнитофонными кассетами с записанными на них играми для этих ПК) стали для многих современных инженеров и специалистов первыми компьютерами, с которых начался их путь в IT.

В 1978 году, инженер компании Intel Джордж Перлегос (George Perlegos) представил микросхему Intel 2816, схожую по технологии с EPROM, но за счет более тонкого слоя изоляции, микросхема могла стирать свое содержимое без использования ультрафиолетового облучения. Это стало началом технологии ЭСППЗУ или по-английски EEPROM (Electrically Erasable Programmable Read-Only Memory). Главными недостатками микросхем, выполненных по данной технологии являются ограниченное количество циклов записи (хотя современные чипы довели это количество где-то до миллиона) и самопроизвольное стирание данных (для нынешних микросхем промышленного класса, гарантируется хранение данных минимум 3 года).

Так как в микросхемах ЭСППЗУ для стирания нужно было создать электрическое поле большой напряженности в достаточно тонком слое диэлектрика, это привело к невозможности создания микросхем перезаписываемой памяти с высокой степенью компоновки. Это, в свою очередь, привело к развитию двух классов устройств: емких микросхем с однократной записью без возможности стирания и перезаписываемых микросхем более низкой емкости. Проблема была решена инженером компании Toshiba Фудзио Масуокой, название его открытию дал его коллега Сёдзи Ариидзуми, которому процесс стирания напомнил фотовспышку. Как не сложно догадаться, назвални они эти микросхемы flash-memory (флэш-память). Изобретение было представлено публике в 1984 году, а в 1988 — компания Intel представала коммерческие чипы памяти, построенные на принципе NOR-флеш, а в 1989 году компанией Toshiba была анонсирована NAND память.

В качестве элементов памяти, во флэш используются все те же полевые транзисторы с плавающим затвором, при этом для стирания и записи используется повышение напряжения, вызывающее уже знакомый нам эффект туннелирования. Главное отличие микросхем flash состоит в том, что чтение, запись и стирание осуществляются большими блоками, при этом блок записи по размерам не меньше блока чтения, а блок стирания — всегда больше чем блок записи. Этим обусловлена необходимость объединять ячейки памяти в иерархическую структуру, обычно: блоки — сектора — страницы.

Микросхемы, в которых одна ячейка хранит один бит информации стали называть Single-Level Cell или SLC, а их альтернативу, в которой каждая ячейка сохраняет два бита информации за счет возможности хранения 4 уровней заряда, стали называть Multi-Level Cell или MLC. Таким образом, MLC чипы получаются дешевле SLC, но работают медленней, и менее надежны. В последнее время можно увидеть также аббревиатуру eMLC (Enterprise class MLC). Обычно так обозначают устройства, имеющие повышенные по сравнению с MLC скоростные характеристики чтения-записи, а также увеличенный срок службы. Анализируя ценовые характеристики, современные eMLC стоят примерно в два раза дешевле и лишь незначительно уступают по скорости и надежности устройствам, построенным на базе SLC.

Основная разница между NOR и NAND состоит в компоновке микросхем. NOR использует классическую матрицу строк и столбцов, в пересечении которых находятся ячейки, NAND — трехмерный массив. В этом случае можно сильно увеличить площадь компоновки, но за это придется «платить» усложнением алгоритмов доступа к ячейкам. Отличаются и скорости доступа, так, например, для NOR скорость чтения составляет десятки наносекунд, для NAND — десятки микросекунд.

Основная область применения NOR — микросхемы небольшого объема, но с повышенными требованиями к надежности хранение: микросхемы начальной загрузки компьютеров, встраиваемая память однокристальных контроллеров и т.п. NAND — это традиционные хранилища данных максимального объема: карты памяти, SSD диски и так далее. В случаях использования NAND обычно применяется избыточность хранения данных и контрольные суммы для защиты от сбоев. Так же обычно микросхемы оснащаются «запасными» блоками, вступающими в работу взамен тех, что уже «износились».

Современные флэш-накопители не возможны без использования сервисных микросхем, управляющих хранением данных на чипах NAND. Эти микросхемы получили название FSP (Flash Storage Processor) или процессоры, управляющие хранением на флэш-памяти. Компания SandForce (ныне подразделение LSI), является лидером по производству такого класса микросхем. Интересно, что вычислительная мощность таких процессоров очень и очень высока. Современное поколение имеет в своем составе 2 ядра, имеет возможность защиты (с подсчетом проверочных сумм) данных, похожей на то, что мы обычно называем RAID 50/60 и управляет процессами сбора цифрового «мусора», следит за равномерным износом ячеек памяти, выполняет другие сервисные функции. С введением такого интеллектуального управления NAND-памятью, современные устройства имеют прогнозируемый срок службы и программируемую надежность. Имея статистические данные, очень легко сделать SSD, обладающий заданными параметрами производительности и надежности. Подобные сервисные микросхемы имеют длительные циклы разработки, и сейчас разрабатываются чипы, которые будут работать с микросхемами флэш-памяти, которые будут производиться только через 2-3 года.

Кстати, до сих пор можно встретить достаточно распространенное заблуждение, что при достижении предела по записи, устройства SSD умирают с потерей данных. Это не так. При достижении определённых лимитов по перезаписи, сначала администратору сервера высылаются предупреждения о скором окончании срока службы устройства, а при достижении критического порога, запись на устройство прекращается, а само устройство переходит в режим READ ONLY, только для чтения. Все современные контроллеры хранения умеют работать с этим функционалом SSD, а пользователям SSD всего лишь необходимо приобретать устройства, предназначенные для их класса задач. Если это сервер, то нужно покупать SSD промышленного уровня, предназначенные для работы в режиме 24x7, если это ноутбук или десктоп, подойдут и более дешевые устройства.

Итак, современные SSD или флэш-устройства представлены сегодня в форматах SD, USB-flash, SATA(SAS) SSD – в тех же 2.5’’ и 3.5’’ форм-факторах, что и жесткие диски HDD. В мире серверов набирает обороты PCIe-SSD – формат, когда SSD смонтированы на плате, подключаемой непосредственно в PCI-слот.

Nytro WarpDrive

Для кэширования и бездисковой загрузки SSD монтируются на платы RAID-контроллеров. Nytro MegaRAID

Внешние системы хранения уже несколько лет предлагают в виде опции SSD вместо HDD. Кроме этого, есть и специальные внешние системы хранения данных на флэш-технологиях, например, Violin и Ramsan.

Вот краткий экскурс в историю флэш-памяти. «За бортом» осталось много интересных вопросов, начиная с современных файловых систем, разрабатываемых с учетом особенностей флэш-памяти, и заканчивая будущими разработками, обещающими массу интересного. Будем надеяться, что рассказ вам понравился, и мы еще вернемся к этой теме в будущем.

По материалам личного опыта, внутренних ресурсов компании LSI (SandForce), ресурсов How Staff Works, Википедии, курсов MIT.

habr.com

Откуда взялась USB флешка и насколько полезно это устройство?

Родиной USB-флешки была Япония. В 1984 году всемирноизвестная компания Toshiba выпустила полупроводниковую флеш-память, а точнее — первую флешку. Ее изобрёл японец, имя которого Фудзи Масуока. В компании числилось всего 5 человек. Тогда стирание информации с устройства сопровождалось вспышкой, что в переводе на английский означает flash. Вот и коллега Фудзи назвал новый гаджет именно этим словом — флеш. В 1989 году впервые появился носитель типа NAND. Благодаря большой плотности компановки в производство вошли микросхемы внушительных объёмов. А первый стандарт USB интерфейса был разработан в 1994-1996 годах.

Уже в 1990-ых были созданы накопители Iomega Zip, которые по своей надёжности и объёму превосходили дискеты, но они так и не смогли войти в обиход. Этот вид накопителей заменили небольшие жёсткие диски Microdrive — дорогие и ненадёжные. Со временем такие компакт диски, сохраняющие достаточный объём информации, постепенно стали вытесняться накопителями из гибких магнитных досок, для чтения которых необходим был привод оптический. В результате, первое место в списке популярных способов хранения информации заняли те накопители, которые подключались по интерфейсу USB с NAND флеш-памятью. Эти накопители не нуждались в дополнительном картридере или приводе. Теперь ни один из нас не обходится без этих компактных, объёмных, разнообразных устройств.

Современные флешки настолько неповторимы в дизайне, что любой может выбрать накопитель по своему вкусу и предпочтениям. А знаете ли вы, что они могут стать одним из рекламных ходов в маркетинговых целях. Вы можете заказать в специализированных фирмах usb логотип с изображением названия вашей фирмы или наименованием продаваемой продукции. Подарочные флешки и накопители могут стать отличным сувениром или подарком для ваших друзей и близких.

Развитие электронного гаджета происходит постепенно и ощутимо: если объём памяти для хранения цифровых видео, музыки и фотографий увеличивается, то размер устройства соответственно уменьшается. Они становятся компактнее и вместительнее, а процесс работы проходит максимально быстро. Жесткий диск с 7 200 оборотами в минуту вызывает тот или иной файл за 10-15 милисекунд, а на флеш-накопителях этот процесс занимает около 100 наносекунд.

Преимущества USB флеша

  • Легкий, бесшумный и портативный.
  • Универсальный: подходит телевизорам, компьютерам и DVD-проигрывателям.
  • Энергосберегающий.
  • Работоспособный в обширном диапазоне температур.
  • Устойчивый к ударам и разного рода механическим воздействиям.
  • Не подвержен царапинам как дискеты и оптические носители.
  • Хранит информацию автономно от 5-и до 10 лет.

Недостатки

  • Ограничено число циклов информации.
  • Скорость записи и чтения ограничена из-за пропускной способности USB.
  • Чувствителен к радиации и к электростатическому разряду.

 

gooosha.ru

Какие существуют форматы карт памяти. Краткий обзор флеш карт

флеш картыФлеш-карта была придумана инженерами японской корпорации Toshiba. Фудзи Масуока, а именно ему предписывают это великое открытие, создал перезаписывающую карту в 1984 году. Технологию назвали “флеш”, за быструю скорость записи информации, сходной со вспышкой фотоаппарата. Компании Intel так понравилось это изобретение, что они посадили своих инженеров за разработку аналогичного продукта. Им это удалось сделать через четыре года, после изобретения японца. Позже и другие компании влились в разработку этой технологии, благодаря чему на цифровом рынке мы видим множества форматов, некоторые из которых настолько уникальны, что их нельзя использовать в гаджетах другой фирмы. О том, какие существуют форматы флеш-карт мы и поговорим в этой статье.

CompactFlash (CF) – старейший на сегодня формат флеш-карт, из-за чего считается самым распространенным. Этот стандарт флеш-карты был разработан компанией SanDisk в 1994 году. Мо мнению многих аналитиков, в этом типе карт лучше других соотносится показатель цена/объем памяти.

Развитием формата стали флеш-карты типа CompactFlash Type II.

Smart Media(SM) – этот формат флеш-карты разрабатывался в компании Toshiba. Впервые стандарт увидел свет в 1995 году. После того, как консорциум 37 ведущих в цифровом мире компаний объявили об поддержки стандарта карты Smart Media стали очень популярны.

Из минусов этого формата следует отметить небольшой рабочий ресурс (до 5 лет), а так же два не совместимых варианта карт, которые различаются питанием.

Memory Stiсk (MS) – формат флеш-карт разработанный компанией Sony и преимущественно, работающий на их продукции. Формат увидел свет в 1998 году, после чего в Sony расширили его возможности за счет выхода карт меньших габаритов: Select, Duo, Micro (M2), PRO, PRO Duo, PRO Duo Mark 2, PRO-HG, PRO-HG Duo. Все карты с помощью адаптера вставляются в тот же слот, что и флеш-карта Memory Stick.

Secure Digital (SD) – миниатюрный формат карты памяти. Отцами основателями данного стандарта являются три ведущие фирмы этого направления цифрового рынка: Toshiba, SanDick и Panasonik. Флеш-карты отличаются быстрой скоростью записи и повышенной защитой информации от случайного стирания.

К сожалению, из-за молодости формата, он не может похвастаться единым стандартом и случается, что флешки, маркированные SD, не работают в некоторых устройствах, где заявлена их поддержка.

MultiMediaCart (MMC) – еще один миниатюрный формат портативной памяти. Его разработали компании Siemens и SanDisk в 1997 году. Плюсами формата является низкое энергопотребление, скорость записи и крепкий корпус, которому не страшны сильные физические воздействия.

Существует четыре вида модификации этого формата: MMC, RS-MMC, MMCmobile и MMCmicro. Они различаются размерами, и в вставляются в специальный слот или в стандартный через адаптер.

Microdrive – формат миниатюрных жестких дисков первоначально разработанный IBM, а затем проданный Hitachi. По формфактору Microdrive напоминал CompactFlash Type II.

Распространению этой технологии помешал резкий спад цен на флеш-память, из-за чего микроскопические винчестеры были вытеснены с рынка.

MicroSD – на сегодняшний день самый компактный формат карт памяти. Его размеры составляют 11x15x1 мм. Разработчиками MicroSD являются Matsushita (Panasonic), SanDisk и Toshiba. Первая карта такого формата увидела свет в 2000 году. Формат MicroSD наибольшее распространение получил в мобильных телефонах.

xD-Picture – редкий формат для цифровой фото- и видео техники. Его разработали Olympus, FujiFilm и Toshiba. Эти карты обладают хорошей скоростью перезаписи информации, низким энергопотреблением, а так же высокой надежностью.

miCard – новый формат карты совместимый с разъемом MMS и портом USB. Формат был принят в 2007 году MultiMedia Card Association, что позволило ему стать глобальным, а не узкоспециализированным стандартом.

Преимущество формата, большая скорость передачи данных (до 480 Мбит/с).

million-sovetov.ru

Кто придумал флешку | Madan

и: Которые в экстремальных условиях подвержены механическим повреждениям?

Лицин: Конечно. Понимаете, довольно просто создать память, которая сохраняла бы информацию, постоянно подпитываясь энергией от сети или батарейки. Сложнее придумать способ хранения информации без источника питания. Причем эти устройства должны обладать большим объемом памяти, быстро записывать и считывать информацию и недорого стоить. И в 1999-м израильская компания "М-системс" впервые выпустила флешку. Ее придумали Дов Моран и Амир Бан, по совместительству - автор шахматной программы Junior, сыгравшей вничью матч с Каспаровым в 2003-м. Сейчас программы уже несомненно играют намного лучше людей. А тогда... Я помню, как всех потрясло, когда машина пожертвовала фигуру в одной из партий, без явной мгновенной выгоды. То есть сыграла совсем как человек.

и: Как сам Амир Бан играет в шахматы?

Лицин: На уровне второго разряда. Другим достижением Амира было изобретение флешки. В 2005 году журнал PC World поставил ее на девятое место в списке главных гаджетов, появившихся за последние 50 лет, - между фотоаппаратом "Полароид" и транзисторным радиоприемником.

и: Сколько информации помещалось на первых флешках?

Лицин: 8 мегабайт. Тогда все были этим довольны: по объему памяти флешка превосходила в пять раз стандартную дискету. Да, флешка была намного дороже, но удобнее. И надежнее.

и: Придуманная Вами технология X4 получила в 2005-м титул "Лучшая новинка года". Реально ли объяснить на пальцах, в чем она состоит?

Лицин: Для этого мне надо хотя бы вкратце объяснить принцип устройства флеш-памяти. Информация в такой памяти хранится в ячейках и определяется положением электронного облака, которое, условно, может находиться внизу или вверху. Наша идея состояла в том, чтобы, отрывая только некоторую часть электронов от облака, получить промежуточные, находящиеся между нижним и верхним, состояние. Нам удалось создать память с 16 стабильными состояниями. И таким образом существенно увеличить плотность записи информации по сравнению с существующими устройствами. Но не все так просто - поскольку в считываемой информации может быть до 10% ошибок, нам потребовалось добавить сложное устройство управления - контроллер, который находился, в отличие от прежних разработок, на отдельном чипе. Но это все равно было экономически более чем оправданно, ведь производство памяти стоит во много раз дороже изготовления контроллеров.

Каждый год появляется новое поколение флеш-памяти, размеры ячейки уменьшаются в полтора-два раза. В нашей первой многоуровневой флешке сторона ячейки достигала 70 нанометров, потом стала снижаться - 56, 43, 32. В следующем поколении размер 24 нанометра, и идут работы над 19-нанометровой памятью. Размер ячейки памяти часто сравнивают с толщиной волоса блондинки. Потому что самые тонкие волосы, оказывается, у блондинок. Диаметр - от 40 тысяч нанометров. А мы приходим сегодня к 20 нанометрам - почувствуйте разницу. Каждое следующее поколение требует полной перестройки производства, поэтому огромные заводы по производству этих устройств - ангары площадью в десятки футбольных полей - каждый год переоборудуюся заново.

и: И каждый такой завод стоит...

Лицин: Несколько миллиардов долларов. Но годовые продажи флеш-памяти доходят до $20 млрд, так что прибыли огромны. Чистая прибыль американской компании Sandisk, например, имеющей вместе с фирмой Toshiba эксклюзивные права на использование нашего изобретения, в последнем квартале составила около 40%.

и: Ваше изобретение принадлежит компании Sandisk?

лицин: Тель-Авивскому университету, который передал лицензию Sandisk.

и: Где сегодня производятся флешки?

Лицин: Главный рынок у Samsung, за ним идут Toshiba с Sandisk, потом Hynix - электронное подразделение Hyundai, и дальше Micron с Intel.

и: И все они пользуются Вашей технологией?

Лицин: Большинство пользуется ее модификациями.

и: Пытался ли кто-то примазаться к Вашему изобретению?

Лицин: Да, это обычное дело, и одному из таких "соавторов" даже удалось получить свои сто тысяч. Кроме того, нередко руководители компаний считают возможным присваивать изобретение себе. Вообще, есть два типа изобретений. Первый - когда придумывается новая технология. Второй - когда придумывается новый полезный продукт, как, например, телефон с тач-скрином компании Apple. Флешку как продукт придумал Дов Моран, основатель компании "М-системс", а уже Амир Бан догадался, что должно быть USB-устройство. И кто здесь изобретатель? Сейчас Моран создал компанию Modu по производству телефонов, которые потребитель сам мог собрать из модулей, присоединяя их к ядру, которое осуществляет функции связи. В старт-ап вложили около $200 млн долларов, но идея не очень пока пошла.

Другой пример: два моих бывших дипломника, Авиад Майзелес и Саша Шпунт, придумали устройство, которое уже в ноябре выпускает компания Microsoft под названием Kinect. Оно вместе с видеокамерой присоединятся к компьютеру и позволяет системе распознавать трехмерную картинку. Вы двигаете рукой в воздухе, и компьютер вас понимает. Ребята придумали технологию, а Microsoft нашла много применений этому устройству помимо игр. Я считаю, что оно изменит всю философию общения человека с компьютером.

и: Израильтянам принадлежит сегодня много изобретений в области IT-технологий. Как вы этого добились?

Лицин: Вчера мне тот же вопрос задал один президент американского университета. Во-первых, я думаю, дело в отвратительном характере израильтян, которые с детства считают себя гениями. Человек, лишенный самомнения, едва ли сможет создать успешный старт-ап.

и: Что значит успешный?

Лицин: Успешный настолько, чтобы его купила крупная компания или он вышел на биржу. Представьте себе, что в мире, в среднем, 5% успешных старт-апов, а в Израиле - 20%. На пять миллионов жителей - 3000 таких компаний. У нас стартап реально может рассчитывать на получение значительного капитала для развития. Кроме того, известно, что евреи готовы спорить со всеми, включая своих начальников, и это иногда полезно для дела. А в Штатах в IT-компаниях работает до 90% азиатов - индусов, корейцев, китайцев, которые с начальником не поспорят никогда. В этих условиях трудно предложить неожиданное решение. И очень важный источник IT-специалистов - армия.

и: Вы шутите?

Лицин: В армии Израиля служат три года. Но в академический резерв, куда берут только очень хороших студентов, попадают после первой степени университета и на шесть лет. Три года просто служат, а дальше, будучи офицерами, могут параллельно учиться на вторую степень университета. Эти ребята попадают в отборные подразделения, где занимаются исследовательской работой и разработками по заказу армии. Они имеют доступ к сложному оборудованию, с которым никогда бы не столкнулись в обычной жизни. Из них создаются группы, выполняющие сложные задания, они же этими группами руководят, и эта практика - одна из безусловных составляющих успеха израильской высокотехнологичной промышленности.

Возвращаясь к моим студентам: они вместе служили в армии, и один из них носился с идеей устройства, понимающего трехмерное изображение, а технологию придумал второй. В итоге они победили в конкурсе на совместный проект с Microsoft. Те как раз искали, как бы обойти компанию Nintendo, которая запатентовала свой пульт Wii, и смогли обойтись вовсе без пульта.

и: Вы переехали в Израиль почти 20 лет назад из Перми. У Вас нет идеи, которую Вы бы хотели реализовать в России?

Лицин: Мы ведем переговоры с Россией о проекте в области спутникового телевидения. Мы придумали технологию, позволяющую передавать на 20% каналов больше, чем существующий стандарт широковещания, в том же диапазоне частот.

и: Несколько дней назад была завершена сделка по покупке Алишером Усмановым "аськи" - социальной сети ICQ у американской компании AOL, которая, в свою очередь, купила "аську" тоже у израильтян. Она ведь тоже создавалась для армейских нужд?

Лицин: Да. Четыре лоботряса, которые нигде не учились, пошли в армию, и все оказались в одной части. Эта система была разработана ими по армейскому заказу, и после армии они решили превратить ее в готовый продукт. Причем это ведь была и новая экономическая модель - они распространяли свое изобретение бесплатно. Через несколько месяцев число пользователей достигло десятков миллионов. А вложено было то ли 100, то ли 200 тысяч долларов - отец одного из мальчиков дал им денег на разработку. А отец другого был ректором нашего университета. И он настоял, чтобы его сын не занимался ерундой и пошел учиться. Надо отдать должное его друзьям: получив при продаже 360 миллионов, они с ним поделились.

и: Вы смогли на изобретении разбогатеть?

Лицин: Мне запрещено разглашать детали финансовых соглашений. В газетах писали, что мы с Амиром Баном получили $4 млн на двоих сразу. Еще я получаю отчисления с продаж флеш-памяти во всем мире. Но деньги, поверьте, в историях с изобретениями не главное. Намного интереснее здесь то, что происходит с людьми.

inauka.ru/

P.S.

Семен Лицинlitsyn.livejournal.com

Ещё про память

Случайно набрёл на сайт школы, в которой учился. В разделе "Учителя-ветераны" обнаружил панегирик моей математичке: "На уроках она подробно, логически, последовательно и в то же время доступно объясняла самый трудный материал, учила решать задачи, доказывать теоремы. У нее никогда не было конфликтов с учениками, так как она хорошо понимала их..."Циничное и бесстыдное надругательство над памятью обо мне.

madan.org.il